Благодаря Маску китайский автопром может стать всемогущим

В какой момент ведущие автопроизводители ослабили бдительность и потеряли свои позиции на мировом авторынке?Китайский автопром может прогнуть под себя весь мировой авторынок. Десятилетиями китайский автомобильный рынок был «золотой жилой» для иностранных автопроизводителей. Миллионы проданных машин, миллиардные прибыли. Но всё это заканчивается. Не сказать, что медленно.

Благодаря Маску китайский автопром может стать всемогущим

Кирилл Брага/РИА Новости

Стремительный рост производства и продаж китайских электромобилей от BYD и Xpeng за последние несколько лет переворачивает мировой рынок легковых автомобилей и делает аутсайдерами крупнейшие мировые бренды. Свидетельство тому кризис концерна Volkswagen, генеральный директор которого с сожалением признал, что Китай больше не является крупнейшим рынком немецкого производителя. Ситуация в Volkswagen привела в замешательство и напряжение всю Европу.

В Китае, своем крупнейшем рынке, немецкий автогигант столкнулся с падением поставок до 1,34 миллиона машин по итогам первого полугодия 2024 года. Уже в прошлом году компания уступила свою лидирующую позицию самого продаваемого автомобильного бренда в Китае китайскому же бренду BYD, потеряв титул, который она удерживала минимум с 2000 года.

Ford и General Motors также входят в число компаний, чьи продажи и доля рынка в Китае стремительно падают. Но китайский потребитель теперь выбирает местных производителей.

По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, в июле доля продаж иностранных машин в Китае снизилась с 53% до 33%. Доходы иностранных производителей падают ещё заметнее. Например, у Toyota — на 73% по сравнению с предыдущим годом. Японская Mitsubishi Motors объявила о прекращении производства автомобилей на своем совместном предприятии в Китае после нескольких лет снижения продаж. Honda, Hyundai и Ford пошли по этому же пути, чтобы сократить расходы.

Ещё в середине 2010-х годов, когда китайское правительство начало вкладывать деньги в местных производителей электромобилей в рамках стратегии лидера КНР Си Цзиньпина «Сделано в Китае 2025», местные потребители предпочитали машины известных иностранных брендов. Всё изменилось в декабре 2019 года, когда с конвейера в Шанхае сошла первая китайская Tesla Model 3. Это событие изменило взгляд китайцев на электромобили, которые стали супермодными. Эти машины стали признаком крутизны его обладателя, и крутыми захотели быть все. Это вдохновило BYD, Neo и Li Auto, которые были готовы извлечь выгоду из внезапного всплеска спроса. Эксперты прогнозируют в этом году продажи 10 миллионов электрокаров, что составит почти половину продаж автомобилей в стране по сравнению с 1,1 миллиона в 2020 году.

Такая стремительность стала большой неожиданностью для иностранных производителей. А дальше случилась пандемия, когда Китай вступил в многолетний карантин. Крупнейшие автопроизводители были лишены возможности держать руку на пульсе, как говорится, и не могли видеть, что там происходит. А потом выяснилось, как безнадёжно они отстали от китайских компаний — от программного обеспечения для транспортных средств и скорости производства до технологий аккумуляторов и контроля над цепочками поставок, имеющих решающее значение для производства электромобилей. Объективно, стало понятно, что утраченные позиции не вернуть. Но желание прежних финансовых показателей возобладало над разумом.

Китайские производители электромобилей не довольствуются успехом только на родине. Экспорт легковых автомобилей из страны стремительно растет: в прошлом году он вырос более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом и превысил 4 миллиона. Теперь Китай — один из крупнейших в мире экспортеров автомобилей, опередив Японию и Германию. И более четверти этого экспорта приходится на электромобили.

Мировые автопроизводители не хотят покидать китайский рынок, и всё больше полагаются на местные партнерства. В прошлом году Volkswagen купил 5% акций Xpeng и договорился о стратегии по совместной разработке транспортных средств. Очевидно, что это попытка вернуть былой размах. Несколько месяцев спустя компания Stellantis купила 20% акций китайского производителя электромобилей Leapmotor, и уже с сентября начнет продавать их в девяти европейских странах, что только подчёркивает растущее влияние китайских брендов электромобилей на зарубежных рынках.

Буквально на днях стало известно, что BYD планирует открыть заводы в Таиланде и Венгрии, а также покупает своего немецкого дистрибьютора Hedin Electric.

Китайский автопром перевернул мировой авторынок всего за три года, и так может случиться, что уже в обозримом будущем новым центром мировой автомобильной промышленности станет именно Китай.

Источник